Как напечатать книгу при помощи краудфандинга

Опыт сбора 180 тыс. руб. для печати кулинарной книги на Planeta.ru
Маша Сорокина
28 марта 2019
Статья будет полезна тем, что хочет издать книгу, но не через издательство. Либо книга не заинтересовала издательства. Либо вы не готовы учитывать требования издательств, когда создаете книгу. У нас одно сочеталось с другим.
Мы с мужем, Андреем Бугайским, написали кулинарную книгу. Фотографии к ней тоже сделали. Опыт общения с издательствами был у нас обоих. Мы знали, что «продать» ее издательству будет трудно. Причем, для этого книгу придется сильно изменить. Мы этого не хотели. В итоге, сделали краудфандинговый проект на Planeta.ru, собрали 180 тыс. руб. и напечатали тираж. Дальше – о подробностях, сложностях и о том, как удалось их преодолеть.
Когда на издание нужны деньги
Книгу можно издать без денег. Я издала бесплатно четыре сборника рассказов. Писала их в свободное время, за корректурой обращалась к близким. Потом загружала текст и фото в сервис Ridero и получала на выходе электронную книгу с простой версткой. Через тот же сервис отправляла ее на ЛитРес и Озон – через него доступна печать на заказ. Вкладывала только труд, без денег.

С кулинарной книгой без денег не получилось. Мы хотели профессиональную корректуру, красивый дизайн, верстку и, главное, хотели печатную версию.
Сколько нужно денег
Для подготовки к печати книги объемом 150 рецептов (280 страниц) в 2017 году в Москве нам понадобилось:
Корректура – 20 тыс. руб.
Дизайн – 15 тыс. руб.
Верстка – 70 тыс. руб.
Печать была цветная, с полностраничными фотографиями (80 шт.), в твердом переплете. Мы собрали предложения с семи типографий, цены начинались от:
50 экземпляров – 150 тыс. руб.
100 экземпляров – 200 тыс. руб.
200 экземпляров – 240 тыс. руб.
Кроме этого нужно заложить 10-20% на непредвиденные расходы – они будут. А еще – учесть условия работы краудфадинговой платформы.
На каких условиях работает Planeta.ru
Cрок сбора средств:
Максимум – 3 месяца.
Когда проект считается успешным:
Когда набрал 50% или больше от заявленной цели.
Если не набрал – деньги возвращаются к спонсорам.
Комиссия Planeta.ru:
15% если сумма сбора меньше 100% от цели
10% если сумма сбора больше или равна 100% от цели.
Подоходный налог:
13% с суммы, оставшейся после вычета комиссии Platena.ru.
Что придется делать
1
Создать описание проекта
Тут говорим, на что собираем деньги, и что получат спонсоры проекта.

Мы написали, какая у нас книга, кому она подойдет, чем будет полезна. Также написали, что она уже написана, есть фото и верстка, а деньги нужны на печать. Наше описание – тут.
2
Придумать акции
Чтобы перевести вам деньги, спонсор покупает «акцию». Акция – то, что вы обещаете дать за какую-то сумму пожертвования. Лучше создать несколько вариантов на разные финансовые возможности и предпочтения. У нас было семь:

1. Электронная книга – 600 руб.
2. Электронная книга + три моих книги рассказов – 1200 руб.
3. Печатная книга – 3000 руб.
4. Печатная книга с автографом – 3500 руб.
5. Печатная книга + званый ужин у нас дома – 5500 руб.
6. Печатная книга + сертификат на кейтеринг в студии DELI – 6000 руб.
7. Печатная книга + кулинарный мастер-класс 7400 руб.

Кроме того, у спонсора есть возможность пожертвовать любую сумму просто так.

Стоимость каждого предложения нужно считать так, чтобы если проект будет успешен, вы смогли выполнить обещания на собранные средства.
3
Регулярно пиарить проект
Чтобы рассказать о проекте, мы писали на личные страницы в фейсбуке (в сумме у нас было около 15 тыс. подписчиков) и на страницу DELI – нашей кулинарной студии. Первый месяц – раз в неделю, дальше – раз в две недели.

Сначала рассказали об идее книги, потом перешли к деталям: какие в ней разделы, что есть во вступлениях, какие входят рецепты. Несколько рецептов написали полностью, чтобы было легче оценить стиль.
Что самое сложное
Выполнять обещания. Когда деньги уже у вас, нужно сделать обещанное в заявленные сроки. Иначе вы подведете доверие спонсоров и испортите себе репутацию.

После завершения проекта мы получили деньги через месяц. Теперь нужно было напечатать тираж и доставить каждому спонсору то, что он заказал.

Печатали мы в первый раз. Пока выбирали типографию поняли, что ничего в этом не понимаем. Наняли эксперта, который помогал выбирать и контролировал печать. В бюджет он заложен не был, тут пригодилась статья «непредвиденные расходы».

При выборе типографии мы не послушались эксперта. В итоге, печать превратилась в кошмар и для нее и для нас. Если будет следующий раз – будем слушаться. Тем не менее, напечатать удалось. С небольшими компромиссами по качеству, заметными только профессионалам.

Я выгрузила из планеты таблицу со всеми заказами. Их было 70, поэтому все удалось обработать вручную:

• Разослать письмо об успешном завершении проекта
• Выпустить сертификаты, подписать книги
• Сообщить когда и как доступен самовывоз
• Согласовать и отправить доставки
• Проконтролировать получение
Стоило ли это того
К моменту, когда я взяла в руки реальную печатную книгу, весь флер романтики с нее давно слетел. Я не могла даже представить, сколько сил нужно будет вложить. Это были вложения в новое, в обучение, их не было жалко, но я очень устала.

Радость и удовлетворение пришли позже. Когда книги дошли до получателей, понравились, когда по ним начали готовить. Некоторые даже доехали до Израиля.

Думаю, если бы мы не собрали достаточно и не напечатали книгу, я все равно была бы рада, что мы попытались.

Есть вопрос или комментарий? Обсудить пост в социальных сетях:
Читать дальше:
Made on
Tilda